153000, г.Иваново, ул.Театральная, д.25   Тел/факс. (4932)30-89-86

Темперамент

                 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Сангвиники (Непоседы и шустрики) 

1. Если ребенок живой, общительный, энергичный, то необходимо опираться на эти качества. Для этого ему нужно выбрать свой стиль и темп деятельности.

2. Не забывайте, непостоянство – не порок, а свойство темперамента. Эти дети быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок постарается ее прекратить. Переключайте его на другое дело.

3. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнения работы! Предложите ребенку плохо выполненную работу сделать заново: «Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй еще раз дождик мелкий-мелкий нарисовать».

4. Не ругайте ребенка за несобранность, рассеянность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребенком и чаще его хвалите.

5. Наши снисходительность к мелким на первый взгляд нарушениям правил порядка – разбросал карандаши, не сложил игрушки, бросил куртку – и отсутствие контроля способствуют разрушению полезных привычек у малыша-сангвиника. Ему нужны постоянный доброжелательный контроль, подсказка, напоминание.

6. Приучайте ребенка выполнять одно дело за другим, по очереди. Чтобы малыш не забыл последовательность, придумайте игру: «Сделаем рисунок и повесим у кроватки, что за чем ты будешь надевать: сначала колготки, потом брючки…».

7. Помните, что Ваш ребенок:

энергичен и работоспособен;

- умеет быстро сосредотачиваться;

- будет последовательно с интересом и умением выполнять одно дело за другим;

- научится замечать свои ошибки и без напоминания исправлять их.

 

Холерики (Задиры и драчуны) 

1. Сангвиники и холерики отличаются повышенной потребностью в активных движениях. Не ограничивайте ребенка, а регулируйте интенсивность движений, направляйте характер активности. Важно учить детей движениям, требующим сосредоточенности, точности, сдержанности.

Игры, полезные холерикам: метание в цель; катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке; прыжки через ручеек, из кольца в кольцо; перебрасывание и катание мяча друг другу и т.д. Бесцельность движений утомляют таких детей, превратите эти игры в соревнования.

 2. Воспитывая сына или дочь, не нужно ориентироваться на другого малыша: тихого или шустрого, бойкого или задиристого. Ваш ребенок неповторим. Активность – это природа холерика, а переделать заложенное природой невозможно. У других детей может быть совсем другой темперамент, и поэтому другая потребность в движениях.

 3. Не упрекайте его за непоседливость и не уговаривайте постоять или посидеть тихо. Не надо водить его за руку и читать нотации!

 4. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его активность находила разумный выход, полезное применение. Поддержите полезное увлечение малыша, используя его любимые подвижные и спортивные игры.

  5. Малыш легко возбуждается, и его трудно остановить, увести, успокоить, уложить спать. «Сильные» меры – окрики, угрозы, шлепки, дергания за руку – недопустимы вообще, а к маленькому холерику тем более: они только усилят напряжение и возбуждение ребенка. Здесь уместны шутки и юмор.

 6. Эти дети легко возбудимы. Как это не покажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Ограничьте все, что возбуждает нервную систему ребенка, особенно вечером, ближе ко сну.

 7.  Легко возбудимым детям очень полезны все виды занятий на развитие: сообразительности, сосредоточенности, собранности. Используйте спокойные настольные игры – лото, конструирование, рисование – словом, все, что нравится вам и ребенку.

 8. Ребенку необходимо большое  жизненное пространство. Выезжайте с ним на природу, ходите в лес, на речку, играйте в парке. Такому ребенку тесно в маленьком уголке, в одной комнате, с ним нужно много гулять, двигаться.

 9. Маленькому холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова; считаться с желаниями друзей; уступать; не лезть вперед; ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку, напоминание, одобрение, замечание.

 

Флегматики (Копуши)

   1. Не пытайтесь сделать ребенка удобным для себя,  иначе его неторопливость может перерасти в равнодушие и безразличие. Настойчиво будите ребенка утром, не давайте пересыпать днем, а вот вечером его лучше укладывать спать около девяти часов.

   2. Учите малыша есть красиво и не засиживаться за столом. Следите, чтобы

он не ел все без разбору, не давайте много сладкого.

   3. Развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь музыкой, лепкой, рисованием.

   4.  Играйте вместе с ребенком, приглашайте в дом его  сверстников, чтобы дети играли вместе. Не предоставляйте ребенка самому себе, заинтересовывайте  его, тормошите, учите соревноваться.

   5.  Используйте упражнения со сменой скорости движений: чередовать ходьбу – бег -  медленную ходьбу; «бегать» пальчиками по столу наперегонки с вами; хлопать в ладоши со сменой ритма и т.д.

   6.  Чтобы преодолеть вялость и инертность, вовлекайте флегматика в занятия гимнастикой, подвижными играми.

   7.  Чтобы помочь ребенку приспособиться к жизни, полезно ходить с ним в гости, давать неожиданные поручения, например, заговорить с другими детьми или взрослыми, позвонить по телефону, в вашем присутствии, разумеется.

   8. Если ребенок приступил к делу, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела могут растянуться.

   9. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить. Заранее  предупредите ребенка, когда будет пора заканчивать, но никогда не прерывайте его резко.

Меланхолики (Тихони)

     1. Прежде всего, не подшучивайте над ребенком, а подбадривайте его.

     2. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать его недостатки – это может закрепить в них  неуверенность в своих силах. Уверенность приходит к малышу, когда он достиг успеха.

     3. У детей необходимо развивать стремление к активности, умение преодолеть трудности. Помогайте ребенку одерживать маленькие победы над своею застенчивостью. Предоставьте ребенку самостоятельность, не спешите все решать за него.

     4. Учите малыша рассказывать о своих чувствах после чтения сказки или просмотра мультика. Когда было грустно, а когда радостно?

     5. Помогите ребенку найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

     6. Меланхолик со слабой нервной системой требует бережного отношения: нельзя проявлять чрезмерную строгость, повышать голос, требовать, наказывать

– это может  вызвать слезы, замкнутость, переживания. Говорить с малышом следует мягко, но уверенно, чаще хвалить и не скупиться на ласку.

     7. Главное правило: щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум. Ребенок не переносит сильных раздражителей!

     8. Постепенно приучайте его активно действовать с новой игрушкой; спокойно реагировать на источник шума, и не бояться его; спокойно, без тревоги наблюдать за появлением нового человека, отвечать на приветливые слова.

     9. Круг знакомств малыша с детьми нужно расширять не спеша. Начните со спокойного сверстника. После того как ребенок освоится, научится играть вдвоем, пригласите для игры других детей.

     10. Малыш со слабым типом нервной системы с огромным трудом привыкает к детскому саду, ему трудно оторваться от мамы, он долго плачет, медленно привыкает к детсадовскому режиму, с трудом входит в детский коллектив, отказывается играть и разговаривать с детьми. Нужно приучать ребенка к детскому саду постепенно, поначалу оставляя его без мамы на короткое  время. Поговорите с воспитателем о своем ребенке, попросите проявить внимание, чуткость, чтобы малыш почувствовал доверие и быстрее смог адаптироваться в новых условиях.