153000, г.Иваново, ул.Театральная, д.25   Тел/факс. (4932)30-89-86

Советы логопеда

Если ваш малыш не говорит, как ему помочь?

Часто, когда заходит разговор о ребенке 1,5—3 лет, который еще не научился хорошо и четко говорить, от близких малыша можно услышать такие слова: «Он все понимает, только говорит пока мало (нечетко, непонятно)». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.

Внимательно наблюдая за малышом, можно определить, насколько правильно и четко он усвоил значения слов и выражений, как понимает фразы и тексты. При этом нередко выясняется, что ребенок смешивает значения некоторых слов (например, ванна — раковина, шампунь — крем, диван — кровать) либо одним и тем же словом обозначает разные предметы или действия.

Для того чтобы процесс понимания речи происходил целенаправленно и осознанно, необходимо руководство взрослого, который будет предлагать ребенку новый речевой материал, объяснять значение слов и фраз.

Можно выделить два направления работы в развитии у ребенка понимания речи: создание речевой среды; накопление пассивного словаря.

С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, купание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуаций (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.), во время игры, чтения книг, просмотра мультфильмов и т. п.

При этом нужно часто обращаться к ребенку, задавать вопросы. Но не требуйте от малыша немедленного ответа. Если ребенок не ответит после паузы, ответьте на вопрос сами.

Так как речевой навык формируется у ребенка в процессе подражания, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной.

Полезно также использовать разнообразные аудио- и видеоматериалы (песенки, сказки, мультфильмы), как можно чаще читать детям художественные произведения. При этом надо помнить о том, что маленькие дети любят слушать одни и те же стихи, сказки, рассказы по много раз. Не отказывайте им в чтении знакомых и любимых сказок, но при этом предлагайте новые, постепенно расширяя круг чтения.

Как заниматься с ребенком дома?

Организуя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее:

  • занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
  • необходимо наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обуче­ния;
  • следует многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
  • содержание материала должно соответствовать опыту детей;
  • уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
  • длительность занятия должна составлять от 5-10 до 15-20 минут;
  • необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок 1-3 лет может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Какие пособия можно использовать на занятиях с малышом?

 Альбом по развитию речи для самых маленьких (с наклейками)

Автор:

Ольга Новиковская