153000, г.Иваново, ул.Театральная, д.25   Тел/факс. (4932)30-89-86

Общение с детьми дошкольного возраста

Часто родители, уставшие от ежедневных забот, выполнив стандартные обязательства перед ребенком, лишают его самого главного – внимания и ласки. Многие родители, раздраженные напряженной атмосферой на работе срывают злость на близких людях. Как часто мы наблюдаем: на детской площадке разъяренная мама шлёпает мальчика лет трёх, неосторожно испачкавшего комбинезон; у магазина су­дорожно сдерживает рыдания девочка, разбившая какую-то баночку, а выражение лица её мамы лучше не описывать. Нетрудно представить себе, какой страх испытывают дети постарше, еще не принимающие всех тонкостей отношений взрослых на свой счет, когда видят искаженное раздражением и злостью лицо матери или отца.

Многие родители дошкольников, которые, например, непослушны, перестают общаться с ними, не разговаривают с ним, не осознавая, что это очень тяжёлая ситуация. Таким образом, они стараются добиться послушания. «От­лучение» - пожалуй, самая жёсткая мера наказания, но эффект её очень мал, так как чувство вины, на которое рассчитывают взрослые, подавляется обидой, ощущени­ем холодности, нелюбви родителей, отвер­женности.

Нередко желание ребенка установить контакт наталкивается на невнимание, а когда он становится стар­ше - может услышать «отстань», «некогда» и тому подобные отговорки. Взрослые, та­ким образом, игнорируют потребность ма­лыша в общении, и он может прекратить свои попытки, «закрыться». Что потом легко объясняет их трудности в обучении тесную связь с бед­ностью проявления чувств - они редко улыбались, смеялись.

Впрочем, эмоции не должны перехлёс­тывать через край. Постоянно держать ре­бёнка в поле своего эмоционального конт­роля не полезно, да и невозможно. И ре­бёнку, и взрослому необходимы паузы в общении, и взрослые должны научиться видеть, когда ребёнок готов к контакту, а когда нет.

Отражением важности эмоционального контакта с родителями является и поиск ребёнком поддерживающего взгляда. Не­редко малыш ничего не говорит, не спра­шивает, а просто ждёт «поддержки взгля­дом». Это также своеобразный эмоцио­нальный контакт, потребность в котором сохраняется практически на всём протяже­нии дошкольного детства. Очень интерес­но, что дети теряются, если родители (или взрослые члены семьи) «подают» разные эмоциональные сигналы, например, мама, смотрит одобрительно, а папа хмурится, и выражения его лица свидетельствует о не­довольстве.

 Использование наказаний - это демонстрация модели агрессивного поведения.

Тон, интонация, жесты и мимика взрослых помогают малышу воспринимать вкладываемые в общение эмоции, а порой подчёркивают и усиливают их. Взрослых очень тревожит, когда дети проявляют гнев, агрессию, злость. К сожалению, очень часто, особенно у детей подобное выражение негативных эмоций является подражанием поведению взрослых. Вряд ли мама, кото­рая замахивается и шлёпает по руке малы­ша, поднявшего что-то с земли, или папа, который, возмущённый сломанной доро­гой игрушкой, берётся за ремень, задумы­ваются над тем, что показывают ребёнку пример поведения, характеризующего не­довольство.

Совсем маленький ребёнок может за­махнуться и на маму, и на папу. Но если его наказать за это, он перенесёт свои негатив­ные эмоции на младших, на животных или просто пнёт ногой мяч или разбросает иг­рушки. Конечно, все дети разные по эмоцио­нальности и по чувствительности к эмоци­ям окружающих. Есть «тонкокожие», чутко реагирующие на взгляд, жест, любое сло­во, а есть «толстокожие» - на него кричат, а он не обижается. Хотя это только, кажет­ся, что не реагирует. Просто многие дети с раннего возраста вынуждены так ощущать себя.

Нельзя требовать, чтобы ваш сын или дочь всегда были радостными, весёлыми и послушными. Малыш может быть задум­чивым, грустным, капризным и огорчён­ным. Не настаивайте, чтобы он немедленно прекратил капризничать, а попробуйте от­влечь его, поговорить с ним, а если не от­кликается, оставьте его в покое. Он растёт и учится регулировать проявления своих чувств, что совсем не просто. Постарайтесь увидеть и понять состояние своего ребенка – он должен быть спокоен, уметь реагировать на разные эмоции, его нужно научить радо­ваться и огорчаться, веселиться и грустить, сердиться и прощать. Мы - взрослые - пример для них, а поэтому мы сами должны уметь дарить радость и удовольствие, быть требовательными, но не жёсткими, старать­ся объяснять своё огорчение и недовольст­во без злобы и унижения.

 Начните с себя и постарайтесь, чтобы в доме царила атмосфера добро­желательности и взаимопонимания. В ран­нем детстве для ребёнка весь мир - родите­ли, чуткие, доброжелательные, спокойные и очень терпеливые.

 «Редко ребёнок бывает таким, как нам хочется» (Я. Корчак), … но это наш ребёнок и от нас зависит, каким он вырастет.