153000, г.Иваново, ул.Театральная, д.25   Тел/факс. (4932)30-89-86

«ЛЬЗЯ» ИЛИ «НЕЛЬЗЯ»?

Мы должны признать за нашими детьми право на ошибку

или исковеркаем запретами их жизнь.

Януш Корчак

Детям предстоит жить в этом мире и, значит, необходимо научиться избегать опасностей так же, как они научились дышать, сосать грудь, держать головку. Рано или поздно ребенку придется узнать, что нож острый, огонь – обжигающий, а с дивана больно падать.

Обычно мы предупреждаем ребенка об опасности при помощи слов. Наиболее часто употребляемое из них – “нельзя”. Ребенок – это исследователь, не ограничивайте его жажду исследования окружающего мира, не тормозите его развитие. Ребенок все должен почувствовать сам. Посмотрите, что он делает с новой погремушкой: ощупывает, рассматривает, нюхает, пробует на вкус, слушает, какие звуки она издает, – только тогда он может получить представление о предмете. Просто позаботьтесь о том, что бы то, что он тянет в рот, было чистым.

Существует максимум 2-3 запрета, которые в состоянии запомнить маленький ребенок. Поэтому подумайте, против чего вы возражаете категорически. Например, ни в коем случае нельзя открывать мусорное ведро, подходить к чужим собакам на улице и засовывать руку в унитаз. Все. Если при совершении этих поступков постоянно говорить “нельзя”, то ребенок вскоре это усвоит. А чтобы он следовал запретам, соблюдайте несколько важных правил:

1. Говорите слово “нельзя” строгим и твердым голосом, лицо при этом должно быть спокойным, ближе к недовольному, и уж, по крайней мере, без улыбки. Нежелательное действие ребенка при этом надо прерывать сразу же. Надо помнить: чтобы малыш понял, что от него хотят, запрет должен звучать как запрет.

2. Будьте последовательны. Раз уж однажды вы запретили делать что-то, то, стойте на своем.

3. Помните, что у слова “нельзя” есть антоним “можно”. Нельзя стучать по зеркалу половником, но по стулу, по полу – пожалуйста!

4. Познакомьте ребенка с возможными опасными вещами. Например, увидев в руках ребенка нож, подойдите к нему с озабоченным лицом и скажите, что это больно и опасно. Теперь надо показать ему, что это больно и опасно. Можно слегка уколоть его в ладошку. Звучит ужасно? Но представьте: ребенок находит нож, когда вас нет рядом или вы отвлеклись. О последствиях страшно подумать. Конечно, трудно решиться сознательно, причинить своему ребенку боль, пусть даже небольшую. Но ведь мы делаем детям прививки, хотя они и болезненны, понимая, что этой малой ценой мы уберегаем малыша от более серьезных страданий.

5. Учите ребенка доверять. Лучше, если дети научатся верить Вашим словам сейчас, когда только делают первые шаги, и тогда в более старшем возрасте Вам легче будет убедить их, что нельзя перебегать дорогу на красный свет, идти в гости к чужому дяденьке, пообещавшему конфетку, или сидеть на подоконнике открытого окна.