153000, г.Иваново, ул.Театральная, д.25   Тел/факс. (4932)30-89-86

Кризис первого года жизни

Кризис новорожденности возникает с момента родов и обычно длится около месяца. Жизнь ребенка начинается в утробе матери. И рождение для ребенка - это кардинальное изменение привычных условий существования и резко возросшие потребности организма, потому малышу требует­ся особенно тесный физический контакт с матерью. Такая потреб­ность сохраняется в течение всего периода младенчества.

Кризис 1 года начинается в возрасте примерно 9-10 месяцев, когда ребенок только начинает учиться ходить и говорить. И то, и другое сильно изменяют всю жизнь ребен­ка, так как позволяют ему приобрести относительную независимость — самый первый раз в жизни.

Первые шаги. Как правило, к 9 месяцам ребенок становится на ножки, постепенно начинает ходить. Умение передвигаться самостоятельно — рас­ширение собственного пространства, приобретение независимости. Делая первые шаги, большинство малышей регу­лярно сталкиваются с неудачами. Невозможно научиться ходить, не падая и не набивая шишек. Родители, которые чрезмерно боятся за своего ребенка, пытаются сделать все, чтобы падений не происхо­дило. Но именно шишки и падения научат его держать равновесие, помогут развить вестибулярный аппа­рат, увеличить мышечную силу и ориентироваться в про­странстве, уметь справляться с трудностя­ми, не ожидая помощи со стороны родителей. Это очень важно для формирования характера малыша. Как правило, ребенок не сильно ударяется во время падения и для него очень важна эмо­циональная реакция родителей — одобрение или разделен­ное огорчение. При этом лучше разговаривать с ребенком как со взрослым человеком. На этом этапе беспокойство родителей весьма понятно: любой предмет может представлять определенную угрозу для жизни и здоровья их малыша. Ребенок, который полу­чает слишком много помощи, со временем перестанет пытаться передвигаться самостоятельно. Его усилия ста­нут крайне ограниченными, неуверенность в себе - ком­пенсироваться поддержкой взрослого. В результате воз­никнет зависимое поведение.

Первое слово. С первых же дней своего рождения он учится использовать взрослых для устранения дискомфорта и получения того, что ему необ­ходимо, с помощью разнообразных сигналов: криков, хныканья, гримас, движений. Если взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот уже способен общаться, это событие насту­пает скоро. Особенность первых слов заключается в том, что зачастую они эмоционально окрашены и понятны только близким. Эта речь состоит из обрывков слов и жестов. Но какой бы она ни была, речь представляет собой новое качество. В этот период неуспех в социальных контактах может стать основой будущих сложных проявлений характера.